Translated from English and published in Internet with the official permission from John E. Rotelle (http://www.augustinian.org).
Do not distribute this text in any form without prior notice.
Правило Св. Августина использовалось не только его последователями, но позже было использовано Св. Домиником как "свод законов" для его ордена. Если это не так - направьте меня на правило Св. Доминика - А.П.
1. Превыше всего, братия, возлюбите Господа своего, а после ближнего своего, ибо таковы главнейшие заповеди, нам дарованные свыше.
2. Ниже следуют предписания, кои соблюдать вам должно, обитая в монастыре.
3. Наиглавнейшая цель ваша, с каковой собрались вы жить в согласии в доме (в монастыре - А.П.) своем, есть надежда на Бога в единстве разума и души.
4. Не называйте ничего своим, но пусть будет все общим. Еда и одежды будут даны вам настоятелем вашим не каждому равно, как не всем нам дано равное здравие, но каждому по надобности. Ибо сказано в Деяниях святых Апостолов: "И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду." (Деян. 4:35)
5. Те же, что пришли в дом сей, обладая благами мирскими, да будут готовы, переступив порог монастырский, разделить их между всеми обитателями.
6. Но те же, кто не имели ничего, не должны искать в монастыре благ, какими не могли владеть они в мире. Но должно им быть дано все, что требует здоровье их, даже если, живя в миру, не могли они из-за бедности своей позволить себе многих жизненных благ. И они не должны считать себя счастливыми, нашедши еду и одежду, которою не могли иметь прежде.
7. И да не возгордятся они, ступая рядом с людьми, к которым не смели и приблизиться прежде, но пусть очистят они сердца и не будут пребывать в гордыне и желать вещей низменных. А иначе монастыри пойдут на пользу лишь богатым, а не бедным, если богатые усмирятся там, а бедняки возгордятся.
8. Богатым же, в свою очередь, не должно смотреть свысока на братьев своих, пришедших в святое братство, будучи бедняками. И должно им искать счастья в дружбе с бедными братьями, а не во славе богатых родственников. Не должны они быть возвышены над другими, если пожертвовали часть своего состояния монастырю, и не должны они возгордиться оттого, что вкушают все блага мирские в монастыре, а не за его стенами. Ибо каждый грех проявляется в делах дурных, но гордыня скрывается даже и в делах добрых, чтобы извратить их и разрушить. И что же есть хорошего в том, что ты раздашь золото нуждающимся и сам станешь бедным, а душа твоя возгордится отречением от богатств больше, чем их обладанием?
Живите же вместе, одной душой и разумом, прославляя Господа в себе, ибо стали вы Его храмами.
1. Усердны будьте в молитвах, во время и час назначенный.
2. В молельне не следует творить ничего иного, кроме того, для чего она была создана и от чего получила свое название. А потому, если кто-либо пожелает сотворить там молитву в свое свободное время, пусть даже не в назначенный час, то не должны ему мешать те, кто считает, что там следует заниматься чем-то иным.
3. Когда молитесь вы Господу в псалмах и гимнах, задумывайтесь в сердцах ваших над словами, что звучат из уст ваших.
4. Пойте лишь то, что петь надлежит; свыше того, пусть ничто не будет пропето без указания.
1. Усмиряйте плоть, насколько это позволит здоровье ваше, постясь и воздерживаясь от еды и питья. А если кто из вас не может поститься, то не должен он вкушать никакой другой пищи, кроме назначенных трапез, если только он не болен.
2. Когда собираетесь вы у стола, без суеты и шума преклоняйте слух свой к тому, что обычно читается во время трапезы. Пусть питаются не только рты ваши, но и сердца ваши пусть вкушают слова Господа.
3. Если же братья со здоровьем хрупким получают еду, отличную от общей, то это не должно служить причиной недовольства тех, кто в силу своего крепкого здоровья ведет иной образ жизни. И не должно здравствующим братьям считать больных счастливыми из-за того, что получают они иную еду, но должно считать счастливыми себя, ибо имеют здоровье крепкое, которого лишены другие.
4. И если что-то из еды, одежды или постели дается тем, кто пришел в монастырь, проведя в миру жизнь более изнеженную, и не дается более сильным (а потому более счастливым) братьям, должно последним помнить, как нелегко было слабым братьям из жизни мирской прийти в жизнь монастырскую, пусть даже и не удалось им пока достичь умеренности, в которой пребывают все сильные духом братья. И не должны все остальные желать себе того же, чего в избытке дано другим не как награда, но как помощь в их слабости. Не должно быть такого беспорядка, чтобы в монастыре богатым пришлось претерпевать лишения, а бедным нежиться.
5. И как больным следует получать столько еды, чтобы поправить здоровье, так же и после болезни должны они получить лечение, которое быстро восстановит их силы, хотя бы и пришли они в монастырь из страшной бедности. Болезнь их позволяет им испробовать блага, доставшиеся на долю богатым в прежней мирской жизни. Но когда отойдут от болезни, возвратив былые силы, должно им вернуться к благому образу жизни. Во здравии не должны они стать рабами наслаждения едой, которая дана была им, чтобы поддержать их в болезни. Ибо лучше жить с нуждой малой, чем иметь слишком многое.
1. Ничто в одежде вашей не должно привлекать взгляда. Кроме того, должно вам желать выделяться не внешностью своей, а благочестивыми деяниями.
2. Куда бы вы ни шли, ступайте вместе, а прибыв куда необходимо, вместе оставайтесь.
3. Во всех делах ваших, не дозволяйте проявления того, что может оскорбить или обидеть тех, кто видит вас, но вершите то, что сообразно святому образу вашей жизни.
4. И хотя взгляд ваш может упасть на одну или другую женщину, не пристало вам взгляд задерживать ни на одной. Видеть женщин во время пути вашего не запрещено, но грешно возжелать их или мечтать о том, чтобы они возжелали вас, ибо не только от сильных или страстных чувств, но и от взгляда одного порождаются похотливые желания. И не говорите вы, что сердца ваши чисты, если глаза ваши развратны, ибо в невоздержанном глазу отражается нечистое сердце. И когда такие сердца открывают свои похотливые желания во взаимных взглядах, пусть даже не произнося ни слова, то уже и тогда уходит из их жизни целомудрие, пусть даже тела их и незапятнанны развратными делами.
5. А любой, кто положит глаз свой на женщину и рад будет взаимным взглядам женским, не должен думать, что другие братия не видят, что творит он. Очень часто видят его те, о ком он и не подозревает. Но даже если допустить, что дела его не будут увидены человеком, что же сделает он с Богом, кто с небес взирает на нас и от ока чьего ничто не укрыто? Или же должны мы вообразить, что не заметит Он проступки наши, поскольку взирает с Небес на нас с терпением величайшим как Его мудрость? Так пусть же религиозные мужи убоятся Бога так, что и помышлять не будут о том, чтобы доставить греховное удовольствие женщине. И помня о том, что Господь видит все, пусть не желает никто даже и взглянуть на женщину с вожделением. Побойтесь Бога, ибо написано: "Преисподня и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы глаза человеческие" (Прит. 27:20).
6. Итак, если вы находитесь вместе в церкви или любом другом месте, где присутствуют и женщины, взаимно заботьтесь о чистоте жизни вашей. И благодаря вашей взаимной бдительности, Господь, что внутри вас, дарует вам Свою защиту.
7. И если же в ком из братьев своих заметите подобную блудливость глаза, о коей говорю я, предостерегите его немедля, дабы зло, что в нем находится в зародыше, не разрослось и не развилось, а было бы тотчас искоренено.
8. Но если увидите, что снова и снова повторяет он проступки свои, даже после предостережения вашего, в таком случае любой, кому удастся заметить такое, должен сообщить об этом человеке, как бы сообщил он о раненом, нуждающемся в лечении. Но прежде, пусть прегрешение это засвидетельствуют еще двое или трое, чтобы вина ослушавшегося была доказана показаниями этих троих или двоих и была покарана с должной строгостью. И не вините себя в злом поступке, если обличите вы подобное прегрешение. Напротив, вас должно будет винить, если вы позволите своим братьям потеряться во тьме из-за молчания вашего, когда могли вы способствовать их спасению своим рассказом. Если бы, например, брат ваш страдал от тяжелой раны телесной и скрывал ее, боясь лечения, не было бы жестоко с вашей стороны оставаться в молчании? Не было бы милостью с вашей стороны рассказать об этом? Гораздо же важнее ваша обязанность рассказать о прегрешении, чтобы не продолжал ваш брат страдать от раны более страшной, чем телесная - от раны душевной.
9. Но если не исправит он свей ошибки после выговора, должно доложить о нем настоятелю до того как прегрешение его станет известно всем братьям, что должны будут доказать вину его, если решит он отрицать обвинение. И когда наставления будут даны ему настоятелем в уединении от прочих братьев, тогда, вероятно, будет возможно не разглашать его вину перед всеми. Но если будет он притворно отрицать вину свою, следует созвать братьев, чтобы в присутствии их, а не на словах одного человека, доказать вину его. Как только вина будет доказана, должен будет он подвергнуться благотворному наказанию, в соответствии с решением настоятеля или священника, которому дана власть соответствующая. Если же откажется он принять наказание, то пусть будет он изгнан из лона братства нашего, даже если этого не желает. Ибо это тоже не делается из жестокости, но из сочувствия и жалости, чтобы другие братия не последовали его дурному примеру.
10. И пусть все, что сказал я о запрещении насыщать глаза наши, пусть будет отнесено и выполняемо тщательно и истово и по отношению к другим прегрешениям: ищите их, предотвратите их, откройте их, докажите и накажите их - все из любви к человеку и из ненависти к греху.
11. Но если же кто в своем грехе зайдет так далеко, что будет получать письма от любой женщины или небольшие подарочки, смилуйтесь над ним и молитесь за него, если признается он в этом по собственной воле. Но если же прегрешение это будет открыто и вина его доказана, должен он быть наказан сурово, в соответствии с решением настоятеля или старшего.
1. Пусть одежда ваша хранится в определенном месте, под надзором одного или двух человек или стольких, сколько необходимо для того, чтобы позаботиться о ней и сохранить от моли. И подобно тому, как еду свою вы получаете из одной кладовой, так пусть же и одежда вам будет выдаваться из одной гардеробной. По возможности, не думайте много о том, что за одежда выдана вам при смене времен года, получил ли каждый из вас одежду, что когда-то снял или какую-либо другую, при условии, что каждый из вас получил в соответствии с нуждами своими. Если же споры и роптание возникают оттого, что кто-то жалуется на то, что выдали ему одежду хуже, чем он носил раньше и считает ниже своего достоинства носить такую одежду, что принадлежала раньше другому, то из этого увидите вы, как бедны вы священным одеянием сердца, если спорите об одеянии телесном. Но если же скидка на ваши слабости вам дана и получаете вы то же платье, что и раньше, все равно, хранить его должно в общем месте.
2. И так же никто из вас не будет совершать дел для своей личной выгоды, но будете вы все трудиться на общее благо вашей общины, с большим упорством и старанием, чем если бы каждый из вас трудился для себя. Ибо милосердие, как писано, "не ищет своего" (1 Кор. 13:5), а это значит, что милосердие общее благо ставит прежде собственного, а не собственное прежде общего. И каждый раз как вы заботитесь о благе общем, а не о своем, знайте, что милосердие растет в вас. Так пусть же смиренная благость милосердия преобладает во всех вещах, что сопутствуют скоротечным надобностям жизни.
3. Следует из этого, что если кто-нибудь принесет что-либо для сына своего или другого родственника, живущего в монастыре - будь то одежда или что-то еще, что им вздумается - то не должно быть ничто принято в тайне, как свое собственное, но должно быть отдано в распоряжение настоятеля, чтобы как общей собственностью могли бы этой вещью воспользоваться те, кому это понадобится. Но если кто-то утаит подаренное ему, то будет он обвинен в воровстве.
4. Одежда ваша должна содержаться в порядке либо вами, либо теми, кому надлежит выполнять подобные обязанности - как решит настоятель, чтобы излишнее стремление к чистоте одежды не запятнало бы ваши души.
5. Что же касается чистоты телесной, то брат не должен отказываться от ванны, когда это способствует укреплению его здоровья. Но только с назначения доктора, без возражений, пусть даже и нехотя, должен он сделать то, что необходимо для поправления его здоровья, когда того требует настоятель. Однако, если брат желает этого в момент, когда исполнение желания не пойдет ему на пользу, не должны вы уступать его желаниям, ибо иногда мы думаем, что что-либо полезно приятностью своей, хотя на самом деле это вредно.
6. Если же причина телесной хвори брата не очевидна, то поверьте слову слуги Господнего, когда он говорит вам, что причиняет ему боль. Однако, если сомневаетесь вы в том, что лечение, предпочтенное им, идет ему на пользу, то в таком случае следует спросить совета лекаря.
7. Если же возникнет необходимость в посещении общественной бани или другого места, не менее двоих или троих человек должны идти вместе. И любой, кто должен отлучиться, не должен идти в сопровождении тех, кого выберет сам, но с теми, кого назначит настоятель.
8. Уход за больными - как за уже выздоравливающими, так и за недомогающими, пусть даже и без лихорадки - пусть будет поручен брату, который лично сможет принести из кладовой все, что будет необходимо каждому больному.
9. Те же, кто поставлен присматривать за кладовой, одеждой или книгами, должны оказывать своим братьям услуги дружелюбно.
10. Книги можно требовать каждый день в означенный час и любой, кто явится в час неурочный, пусть получит отказ.
11. Однако те, кто присматривает за одеждой и обувью, пусть не медлят и выдают их всегда, когда потребует этого нуждающийся.
1. Старайтесь либо избегать споров, либо прекращайте по возможности быстро, а иначе злость может перерасти в ненависть, делая из мухи слона, и превратить душу в убийцу. Ибо написано: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Иоан. 3:15).
2. Всякий, кто ранит другого оскорблением, грубым или обвиняющим словом, пусть загладит вину свою извинением так быстро как можно, а тот, кто был подобным образом ранен должен дать прощение, без лишних пререканий. Но если же обидели они друг друга, должны они простить друг другу ошибки ради молитв, которые должны произноситься с растущей искренностью каждый раз, как их повторяют. И брат, хоть и впадающий часто в гнев, но скоро просящий прощения у обиженного им, лучше, чем тот, кто хотя и не будучи часто гневливым, не стремится испросить прощения. Но брат, который никогда не просит прощения или делает это не от всего сердца, не имеет причин оставаться в монастыре, даже если его и не исключают. А потому остерегайтесь быть грубыми в словах, а если сорвутся они с губ ваших, пусть не стыдятся ваши губы залечить те раны, что они нанесли.
3. Но если же необходимость в дисциплине заставляет вас разговаривать сурово с теми, кого хотите вы наставить на путь истинный, даже если вы и считаете, что были непомерно суровы в словах ваших, то нет вам нужды просить за это прощения, чтобы не подорвали вы власть свою, демонстрируя смирение перед теми, что должны подчиняться вам. Но все же надлежит вам испросить прощения у Господа, который знает, как истово вы любите даже тех, кого иной раз браните с излишней резкостью. Любить ближнего своего должны вы любовью духовной, а не земной.
1. Настоятелю должно подчиняться как отцу, с должным уважением, чтобы не оскорбить Господа в его лице, а так же пастыря, который несет на себе ответственность за всех вас.
2. Но только наставнику подобает следить за тем, чтобы все заповеди неукоснительно соблюдались и если кто и пренебрег каким-либо правилом, позаботиться о том, чтобы подобный проступок не был бы беспечно оставлен без внимания, но наказан и исправлен. И поступая так, должен он за помощью, если какая проблема превышает границы его власти, обращаться к наставнику, обладающему властью большей.
3. Настоятель, со своей стороны, не должен радоваться возможности показать свою власть, но возможности служить вам в любви. В глазах ваших пусть занимает он первое место среди вас по достоинству своего долга, но в страхе Божием будет он последним из вас. И должен он быть для вас примером хороших деяний во всем. "Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпивы ко всем" (1 Фес. 5:14). И пусть, по капле вселяя страх, поддерживает он дисциплину. И хотя и то и другое необходимо, должен он стремиться быть любимым, но не ужасным, ежеминутно помня о том, что должен он будет отчитаться за вас всех перед Богом.
4. И таким образом, проявляя покорность, оказываете вы милость не только себе, но и настоятелю вашему, чье высокое положение среди вас, подвергает его еще большим опасностям.
1. Господь желает, чтобы могли вы соблюдать все эти заповеди в духе милосердия, как поклонники красоты душевной, проявляя славный дух Христа в святости жизни своей: не как рабы, живущие под пятой закона, но как люди, живущие свободно в милости.
2. А чтобы могли вы себя увидеть в этом правиле как в зеркале, пусть читают его вам единожды в неделю, чтобы ни слова не пропустили бы вы мимо себя по забывчивости. И когда поймете вы, что делаете вы все то, о чем написано было, возблагодарите Господа, Подателя всего благого. Но если же кто из вас обнаружит, что не сумел он выполнить то или иное предписание, пусть скорбит он о своем прошлом, но охраняет свое будущее, молясь о том, чтобы были прощены ему все долги его и чтобы не был он введен во искушение.
The original of this text can be found here:
http://www.geocities.com/Athens/1534/index.html
Translation (c) Andrjusha Pitersky. Address your questions, enquiries,
and corrections (most welcome) to blackbodhi@narod.ru