Слишком долго в деталях описывать, как эти
манихеи-еретики проповедуют и учат своих
последователей, но должно об этом упомянуть
вкратце.
Во-первых, себя они чаще всего называют добрыми
христианами, которые не клянутся, не лгут, не
говорят дурно о других; что они не убивают ни
человека, ни животного, ничего, в чем колышется
дыхание жизни, и что имеют веру в Господа Иисуса
Христа и Евангелия, как учили апостолы. Они
утверждают, что занимают место апостолов и что,
из-за вышеупомянутых вещей, принадлежащие
Римской Церкви, а именно прелаты, клирики, монахи
и особенно инквизиторы, преследуют их и называют
еретиками, хотя они - добрые люди и добрые
христиане, и что преследуют их так же, как
преследовали Христа и его апостолов фарисеи.
Более того, они говорят с мирянами о гнусности
жизней священнослужителей и прелатов Римской
Церкви, указывая на их гордыню, скаредность,
алчность и нечистость жизни, и другие гадости.
Своими интерпретациями и в соответствии со
своими способностями, выдвигают они Евангелия и
Послания против прелатов, церковников и монахов,
которых они называют фарисеями и лжепророками,
которые говорят, но ничего не делают.
И еще поносят они святейшие таинства Церкви, в
особенности таинство причащения, говоря, что не
может облатка быть телом Господним, ибо если оно
было бы большим как самая большая гора, то и тогда
бы христиане уже давно бы его поглотили. Они
утверждают, что облатка появляется из соломы, что
проходит через конские хвосты, то есть, мука
просеивается через сито из конского волоса, и
более того, она проходит через тело и приходит к
грязному концу, что, как они говорят, никогда бы
не произошло с тем, в чем обитает Бог.
По поводу крещения говорят они, что вода
материальна и нечиста, а потому является
творением зла и не может освятить душу, и что
церковники продают эту воду из алчности, так же
как они продают землю для погребения умерших и
масло для миропомазания, и так же продают они
исповедь грехов, которую проводят священники.
Потому, как они заявляют, исповедь перед
священником Римской Церкви бесполезна, и
поскольку священники сами могут быть грешниками,
то не могут они не прощать, не порицать, и, будучи
сами нечистыми, не могут очистить других. Они
утверждают, что распятие Христово не может
почитаться и уважаться, поскольку, как они
говорят, никто не стал быть чтить и благоговеть
перед виселицей, на которой бы повесили отца,
родственника или друга. И говорят они, что те, кто
почитает распятие, должны почитать шипы и копья,
ибо пока Христос страдал на кресте, на главе его
был терновый венец, и копья солдат кололи его
бока. Так же они говорят и другие мерзости о
священных таинствах.
Более того, читают они Евангелия и Послания на
вульгарном [языке простого народа - на южном
наречии французского - А.П.] языке, применяя и
толкуя их на пользу себе и против положения
Римской Церкви, таким образом, который долго
описывать в подробностях; но все, что к этой теме
относится можно прочесть более подробно в
книгах, которые они наплодили, и может быть
узнано из признаний тех их последователей,
которые перешли в истинную веру.
From the Inquisitor's Manual of Bernard Gui [d.1331], early 14th century, translated in J.
H. Robinson, Readings in European History, (Boston: Ginn, 1905), pp. 381-383
-------------------------------------------------------------------------------
The English text is part of the Internet Medieval Source Book. The Sourcebook is a
collection of public domain and copy-permitted texts related to medieval and Byzantine
history. (c)Paul Halsall Jan 1996 [updated 11/23/96]
halsall@murray.fordham.edu
Translation: Andrjusha Pitersky