Бернар Ги об альбигойцах.

Слишком долго в деталях описывать, как эти манихеи-еретики проповедуют и учат своих последователей, но должно об этом упомянуть вкратце.

Во-первых, себя они чаще всего называют добрыми христианами, которые не клянутся, не лгут, не говорят дурно о других; что они не убивают ни человека, ни животного, ничего, в чем колышется дыхание жизни, и что имеют веру в Господа Иисуса Христа и Евангелия, как учили апостолы. Они утверждают, что занимают место апостолов и что, из-за вышеупомянутых вещей, принадлежащие Римской Церкви, а именно прелаты, клирики, монахи и особенно инквизиторы, преследуют их и называют еретиками, хотя они - добрые люди и добрые христиане, и что преследуют их так же, как преследовали Христа и его апостолов фарисеи.

Более того, они говорят с мирянами о гнусности жизней священнослужителей и прелатов Римской Церкви, указывая на их гордыню, скаредность, алчность и нечистость жизни, и другие гадости. Своими интерпретациями и в соответствии со своими способностями, выдвигают они Евангелия и Послания против прелатов, церковников и монахов, которых они называют фарисеями и лжепророками, которые говорят, но ничего не делают.

И еще поносят они святейшие таинства Церкви, в особенности таинство причащения, говоря, что не может облатка быть телом Господним, ибо если оно было бы большим как самая большая гора, то и тогда бы христиане уже давно бы его поглотили. Они утверждают, что облатка появляется из соломы, что проходит через конские хвосты, то есть, мука просеивается через сито из конского волоса, и более того, она проходит через тело и приходит к грязному концу, что, как они говорят, никогда бы не произошло с тем, в чем обитает Бог.

По поводу крещения говорят они, что вода материальна и нечиста, а потому является творением зла и не может освятить душу, и что церковники продают эту воду из алчности, так же как они продают землю для погребения умерших и масло для миропомазания, и так же продают они исповедь грехов, которую проводят священники.

Потому, как они заявляют, исповедь перед священником Римской Церкви бесполезна, и поскольку священники сами могут быть грешниками, то не могут они не прощать, не порицать, и, будучи сами нечистыми, не могут очистить других. Они утверждают, что распятие Христово не может почитаться и уважаться, поскольку, как они говорят, никто не стал быть чтить и благоговеть перед виселицей, на которой бы повесили отца, родственника или друга. И говорят они, что те, кто почитает распятие, должны почитать шипы и копья, ибо пока Христос страдал на кресте, на главе его был терновый венец, и копья солдат кололи его бока. Так же они говорят и другие мерзости о священных таинствах.

Более того, читают они Евангелия и Послания на вульгарном [языке простого народа - на южном наречии французского - А.П.] языке, применяя и толкуя их на пользу себе и против положения Римской Церкви, таким образом, который долго описывать в подробностях; но все, что к этой теме относится можно прочесть более подробно в книгах, которые они наплодили, и может быть узнано из признаний тех их последователей, которые перешли в истинную веру.



From the Inquisitor's Manual of Bernard Gui [d.1331], early 14th century, translated in J. H. Robinson, Readings in European History, (Boston: Ginn, 1905), pp. 381-383

-------------------------------------------------------------------------------
The English text is part of the Internet Medieval Source Book. The Sourcebook is a collection of public domain and copy-permitted texts related to medieval and Byzantine history. (c)Paul Halsall Jan 1996 [updated 11/23/96]
halsall@murray.fordham.edu

Translation: Andrjusha Pitersky



Сайт управляется системой uCoz