Выдержки из Католической
энциклопедии
(http://www.newadvent.org/cathen)
Ресурс сам по себе замечательный уже тем, что материал, там представленный, излагается с позиции Католической Церкви. И хотя авторы признают, что их предки "слегка" переборщили с преследованием еретиков и ведьм, но все же считают, что они (предки) были бесспорно правы. Настоятельно рекомендую всем, кто хочет проникнуться католичеством.
Сокращенный перевод с английского - Андрюша Питерский. Помещается на сайте без официального разрешения Католической энциклопедии.
Катары
Катары (от греческого "katharos" - чистый) - название, относящееся или использовавшееся несколькими сектами на протяжении различных исторических периодов. Новитиане - секта третьего века нашей эры - были известны как катары, также этот термин относился и к манихеям. В более привычном контексте, катарами назывались различные дуалистические секты позднего Средневековья. Кроме слова "катары" для обозначения этих еретиков использовались и другие многочисленные названия. Кроме таких искажений как "Cazzari" и "Gazzari" в Италии и "Ketzer" в Германии, можно найти и другие названия: "Piphili", "Piphles" (на севере Франции и во Фландрии); "Arians", "Manichеans" и "Patareni" (произошедшие, вероятно, от схожести доктрин); "ткачи" ("Tesserants", "Textores") - от профессии, которой владело большинство членов сект. Иногда современники ошибочно назвали их вальденсами. От имен демагога Арнольда из Брескии (Arnold of Brescia) и еретического епископа Робера Сперонского (Robert de Sperone), произошли такие названия как "арнольдисты" и "сперонисты". От географического распространения сект произошли названия "Катары Десенцано" (Cathari of Desenzano) или "Албанцы" ("Albanenses") (от Десенцано, между Брескией и Вероной, или от Альбы в Пьедмонте, или, возможно, от провинций Албании); "Bajolenses" или "Bagnolenses" (от Баньоло в Италии); "Concorrezenses" (предположительно от места Конкоррецо в Ломбардии); "Tolosani" (от Тулузы) и альбигойцы "Albigenses" (от Альби). Названия "павликиане", от которых произошли искажения "публикане" и "попликане", а так же названия "болгары", "бугры" и "богри" указывают на предположительное восточное происхождение этих сект. Среди современных историков бытует тенденция рассматривать катаров как прямых потомков манихеев. Доктрина, организация и обряды последних по многим пунктам совпадают и копируют доктрину, организацию и обряды ранних последователей Манеса. Последующее появление присциллианистов, павликиан и богомилов - представителей в чем-то схожих учений - установило историческую цепочку между двумя противоположными звеньями - манихеями третьего и катарами одиннадцатого веков. Однако на данный момент достоверной информации для доказательства происхождения катаров от манихеев все еще недостаточно. Некоторые различия между этими двумя религиозными системами слишком велики, чтобы найти достаточное объяснение по отношению к подобной эволюции человеческой мысли. У катаров нельзя найти астрономическую мифологию, языческие символы и поклонения памяти Манеса, которые являются важными аспектами веры манихеев. Как ни соблазнительно отнести происхождение катаров к первым векам христианства, мы не должны принимать за точный исторический факт то, что до сих пор считается только возможным выводом.
Принципы учения катаров
Основой катарской веры является дуализм, т.е. вера в добро и зло, из которых первое является творцом мира незримого и духовного, а второе - создателем материального мира. Расхождения во мнениях сводились к роли и сути этих двух начал. Их истинное равенство признавалось абсолютными дуалистами, в то время как в умеренных формах дуализма только положительное начало было вечным и великим, в то время как злое начало было слабее и ниже доброго. На Востоке и Западе взаимосущесвовали обе интерпретации дуализма. Богомилы с востока предпочитали более смягченную форму. На Западе, "албанцы" (Albanenses) в Италии и практически все неитальянские катары были ревностными дуалистами. Приверженцами умеренного дуализма были Bagnolenses и Concorrezenses, которые в Италии были многочисленнее "албанцев", но практически не были известны за пределами страны. Albanenses и Concorrezenses не только противостояли друг другу, предаваясь взаимным обвинениям, но даже среди самих "албанцев" существовало разделение. Иоанн из Луджио или Бергамо, ввел некоторые изменения в традиционную доктрину, которые поддерживал его (возможно всего лишь духовный) отец Balasinansa или Belesmagra, катарский епископ из Вероны. К 1230 году Иоанн стал лидером нового формирования, состоявшего из молодых и более независимых членов секты. В двух взаимовечных началах - добре и зле - он видел двух богов, которые ограничивают свободу друг друга. Абсолютным совершенством не обладает даже доброе начало; из-за духа зла, существующего во всех созданиях, оно может создавать только несовершенные существа. Bagnolenses и Concorrezenses расходились также по некоторым доктринальным вопросам. Первые утверждали, что человеческие души были созданы и успели согрешить еще до того, как был создан мир. Concorrezenses учили, что сатана поместил в тело первого человека (свое творение) ангела, который совершил какой-то грех и от которого, из поколения в поколение, произошли все человеческие души. Система моральных ценностей, организация и обряды абсолютного и умеренного дуализма не имеют существенных различий и рассматриваются в статье об альбигойцах.
История
Франция, Бельгия и Испания
Хотя и нет исторического подтверждения легенды о том, что манихей Фонтанус, один из противников Св. Августина, прибыл в замок Монвимер - Montwimer (Montaime в диоцезе Chalons-sur-Marne) - и там распространил основы дуализма, все же Монвимер, предположительно, был самым старым центром катарской ереси во Франции и несомненно, самым главным в стране на севере от Луары. Первые важные упоминания о катарах встречаются в центральной части Франции. На совете, прошедшем в 1022 году в Орлеане, в присутствии короля Робера Благочестивого (King Robert the Pious) 13 катаров были приговорены к сожжению. Десять из них были канониками церкви Сен-Круа (Святого Креста), а другой был исповедником королевы Констанции. Примерно в то же время (1025), еретики подобного толка, утверждавшие, что они были учениками итальянца по имени Gundulf, появились в Льеже и Аррасе. После их отречения, скорее формального, чем истинного, они были оставлены в покое и забыты. Снова сектанты объявились в Шалоне во время правления там епископа Рожера II (1043-65), который в 1045 году обратился к другому епископу, Вазо Льежскому, за советом относительно их наказания. Последний посоветовал простить их. В течение второй половины 11-го века никакие упоминания о ереси в Северной Франции не были отмечены, хотя в ее тайном существовании не приходится сомневаться.
Новый взрыв ереси произошел в 12 веке во Франции и Бельгии. В 1114 году несколько еретиков арестованных в диоцезе Суассон, были схвачены и сожжены людьми, в то время как их дело разбиралось на Соборе в Бове. Другие были запуганы, либо в действительности прошли через подобную казнь в Льеже в 1144 году; некоторые из них были помилованы только благодаря энергичному вмешательству местного епископа Адальберо II. В течение оставшейся части XII века катары с ошеломляющей быстротой появлялись в различных местах. В 1162 году, Генрих, архиепископ Реймский, во время своего визита во Фландрию, обнаружил распространение еретиков в своей провинции. После того, как он отказался принять взятку в 6 сотен марок, которая, как утверждается, была предложена ему в обмен на его благосклонность, еретики воззвали к Папе Александру III, который смилостивился над ними, несмотря на то, что король Людовик VII требовал активных действий.
В Бургундии семь еретиков были сожжены в 1167 году. К концу века граф Фландрии Филипп I выделился своей жестокостью по отношению к еретикам, и архиепископ Реймский Гильом Шампанский (1176-1202) ревниво последовал его примеру. Конфискация имущества, ссылка и смерть - такими были наказания, назначаемые еретикам Гуго, епископом Аукзерским. (1183-1206). Казнь примерно 180 еретиков в Монвимере в мае 1239 года нанесла чувствительный удар по еретикам той провинции. Южная Франция, где последователи этого учения были известны как альбигойцы, была главной цитаделью ереси в Европе. Затем катары проникли в северные провинции Испании - Каталонию, Арагон, Наварру и Леон. Носители ереси существовали на полуострове с 1159 года. В начале XIII века король Педро II Арагонский, лично возглавил свои войска, направленные на помощь Раймону VI Тулузскому против католических крестоносцев, и погиб в битве при Мюре в 1213 году. В течение того века были отмечены редкие проявления ереси в 1225 и в 1324 году в Каслбо, в Леоне в 1232. Однако катары больше не смогли занять уверенную позицию в стране и после 1292 года больше не упоминались.
< . . . >
Катары и католическая церковь
Катарская ересь была угрозой как Католической Церкви, так и государству. Были атакованы доктрина и иерархия Церкви. Пренебрежение ценностью клятвы и отказ, по крайней мере на словах, от права наказывать, подрывали основы христианского мира. Но самым страшным злом было то, что триумф еретического учения означал исчезновение человечества. Уничтожение было прямым следствием из учения катаров, гласившего, что любое соитие между полами должно быть устранено и что самоубийство или Endura, в некоторых случаях не только законно, но и всячески приветствуется. Утверждения некоторых авторов, таких как Чарльз Молине, что католическое и катарское учения относятся к браку одинаково, является ошибочной интерпретацией Католического учения. В католической среде брак запрещен священнику, но другие верующие могут наслаждаться вечным счастьем в браке. Катары же не могли достигнуть спасения без отречения от брака. Автор Генри Ли, которого нельзя заподозрить в пристрастии к Католической Церкви, пишет: "Хотя мы и можем критиковать меры, использовавшиеся для искоренения катарской ереси и жалеть тех, кто пострадал за веру, мы не можем не согласиться, что борьба за католицизм была, в этом случае, борьбой за прогресс и цивилизацию. Если бы катарская вера стала доминирующей, или если бы ей было позволено существовать на равных условиях с католицизмом, ее влияние бы не замедлило обернуться катастрофой."
Альбигойцы.
Albigenses (от Albi, Lat. Albiga, современная столица департамента Тарн).
Альбигойцы - нео-манихейская секта, процветавшая на юге Франции в XII-XIII веках. Название "альбигойцы", данное им на соборе в Туре (1163) начало активно использоваться к концу XII века и в течение долгого времени употреблялось по отношению ко всем еретикам Южной Франции. Они также назывались катарами, хотя на самом деле они были лишь ответвлением катарского движения. Появление и распространение нового учения на юге Франции объясняется различными факторами, из которых следует отметить притягательность легко понимаемого дуалистического учения; остаточные элементы иудейского и магометанского учений; богатство, праздность и живое воображение жителей Лангедока; их отвращение к католическому клиру, вызванное недалекостью и мирским, зачастую скандальным, образом жизни последних; протекция абсолютного большинства аристократии, и тесное сплетение национальных стремлений и религиозной мысли.
Основы альбигойского учения.
Доктрина.
Альбигойцы верили во взаимосуществование двух взаимно противоположных начал - доброго и злого. Первое было создателем духовного, последнее - материального мира. Злое начало - источник всего плохого; все природные явления, от обычных как произрастание растений до экстраординарных как землетрясения, так же как и беспорядки морального характера (напр. война) находятся в его власти. Злое начало создало человеческое тело и изобрело грех, который происходит от плоти, а не от духа. Старый Завет относится, частично или полностью, к этому началу, в то время как Новый Завет - это откровение доброго начала, благосклонного Бога. Последний является творцом человеческих душ, которые злое начало заключило в материальное тело, обманом заставив души покинуть царство света. Мир, в котором мы живем - это место наказания, единственный ад для человеческой души. Однако наказание не вечно и все души, священные по своей природе, будут спасены. Чтобы это избавление свершилось, Бог послал на землю Иисус Христа, который, хотя и был совершенным, как Святой Дух, все же был простым существом. Спаситель не мог бы вселиться в настоящее человеческое тело, поскольку в таком случае он бы попал под контроль злого начала. Его тело было небесным по своей природе и им он проник в ухо Марии. Его рождение и его страдания были только кажущимися. Его спасение было не действительным, но всего лишь поучающим, дающим пример. Чтобы спастись, человек должен стать членом Церкви Христовой (альбигойцем). Ниже будет приведено описание не церковного таинства, но специфический обряд альбигойцев, известный как consolamentum или "утешение", который освобождает душу от всех грехов и способствует возвращению души в рай. Тело умершего не воскресает, поскольку по своей природе все материальное является порождением зла.
Моральные принципы
Дуализм альбигойцев также составлял основу их духовного учения. Человек, как они утверждали, есть живое противоречие. Посему освобождение души из телесного плена есть истинный конец нашего существования. Для достижения этого рекомендуется самоубийство, которое было распространено среди катаров в форме endura (голодания). Уничтожение телесной жизни, сравнимое с уничтожением всего человечества, тоже является благородной целью. Поскольку порождение нового поколения влечет за собой рабство души в теле, необходимо прибегать к постоянному воздержанию. Брачное соитие незаконно, браку предпочтительно сожительство, по природе своей непостоянное. Приветствуется уход жены от мужа и мужа от жены. Размножение было противно альбигойцам даже если оно происходило в животном мире. К этому добавлялось воздержание от любой животной пищи, кроме рыбы. Их вера в переселение душ - результат логического отрицания идеи чистилища - предоставляет еще одно объяснение такому воздержанию. При этом катары подолгу и ревностно постились. Строго требовалась абсолютная лояльность секте. Война и смертная казнь порицались.
Истоки и история
Соприкосновение христианства с восточной ментальностью и восточными религиями породило различные секты (гностики, манихеи, павликиане, богомилы), чьи доктрины были сродни догматам альбигойцев. Но историческая связь между этими "новыми" еретиками и их предшественниками пока что не может быть точно доказана. Во Франции, куда это учение было предположительно занесено женщиной из Италии, нео-манихейские учения тайно распространялись за несколько лет до того, как они появились, практически одновременно, близ Тулузы и в Орлеане (1022). Их последователи были даже приговорены к смерти. Собор в Arras (1025), Charroux, провинция Вены (1028) и в Реймсе (1049) также рассматривали вопросы ереси. В Бове (1114) было поднято дело нео-манихеев из Суассона, но его разбирательство было перенесено на другой собор. Петробрузианизм ознакомил Юг с некоторыми догматами альбигойцев. Порицание этой ереси на соборе в Тулузе (1119) не смогло остановить распространение этой ереси. Папа Евгений III (1145-53) послал легата, кардинала Альбериха Остийского в Лангедок (1145), а Св. Бернар вскоре продолжил его дело. Но их проповеди не достигли желаемого эффекта. Собор в Реймсе (1148) отлучил от церкви покровителей "еретиков Гаскони и Прованса". Собор в Туре (1163) постановил, что альбигойцы должны быть арестованы, а их имущество конфисковано. Религиозный диспут состоялся в 1165 году в Ломбе, окончившийся, традиционно для подобных диспутов, безрезультатно. Два года спустя, альбигойцы собрались на общий совет в Тулузе, главном центре их активности. Папский легат - кардинал Петр - попытался достичь мирного соглашения (1178), но был осмеян. Третий Латеранский Собор (1179) возродил указ о применении самых строжайших мер и призвал нанести удар по еретикам, опустошавшим Альби, Тулузу и близлежащие земли. В 1194 году, после смерти графа Тулузского Раймона V, сторонника католицизма, власть перешла в руки Раймона VI (1194-1222), являвшегося сторонником ереси. С приходом папы Иннокентия III (1198) обращение и преследование еретиков началось с новой силой. В 1205-1206 годах три события благотворно повлияли на шаги, предпринятые в этом направлении. Раймон VI, под угрозой военного вмешательства против него со стороны Папы Иннокентия, поклялся изгнать еретиков из своих владений. Монах Фульк Марсельский, бывший трубадур, стал архиепископом Тулузским (1205-1231). Два испанца - Диего, епископ Осмаский, и его соратник Доминик де Гузман (Св. Доминик) на пути из Рима посетили папских легатов в Монпелье. По их совету, излишнее внешние великолепие католического клира, так возмущавшее еретиков, было заменено аскетизмом и простотой. Религиозные диспуты были возобновлены. Св. Доминик, понимая какую пользу извлекают его оппоненты из соучастия женщин, основал в 1206 году в месте Пруйе близ Каркассона религиозную женскую общину, чьей задачей было образование девушек из менее состоятельных благородных семей. Незадолго после этого он положил начало доминиканскому ордену. Иннокентий III, в виду обширного распространения ереси, заразившей более 1000 городов и поселений, в 1207 году призвал короля Франции, как сюзерена графства Тулузского, прибегнуть к силе. Он повторил свою просьбу после получения известий об убийстве своего легата, цистерцианца Пьера де Кастельно, в котором, судя по внешним признакам, он обвинил Раймона VI. Многочисленные бароны Северной Франции, Германии и Бельгии присоединились к крестовому походу и папские легаты возглавили этот поход - Арно, аббат Сито, и два епископа. Раймон VI, все еще находящийся в отлучении, которому его подверг Пьер де Кастельно, согласился сдаться, примирился с Церковью и выступил против своих прежних друзей. Рогер, виконт Безье, был атакован первым и его основные крепости - Безье и Каркассон, были взяты в 1209 году. Ужасные слова "Убивайте всех, Господь отберет своих", якобы произнесенные при взятии Безье папским легатом, никогда не были произнесены (Tamizey de Larroque, "Rev. des quest. hist." 1866, I, 168-91). Симон де Монфор, граф Лестерский, получил контроль над захваченной территорией и стал военным лидером крестового похода. После собора в Авиньоне (1209) Раймон VI был повторно отлучен от церкви за невыполнение обязательств, наложенных на него при прощении. Он был посажен в тюрьму в Риме и Папа назначил расследование его дела. После бесплодных попыток на соборе в Арли (1211) достичь согласия между папскими легатами и графом Тулузским, последний покинул собор и приготовился к сопротивлению. Он был объявлен врагом Церкви и его имущество было объявлено конфискованным в пользу того, кто сможет его захватить. Лаваур попал в 1211 году в руки крестоносцев посреди жестокой резни. Крестоносцы, возмущенные известием об убийстве 6000 своих последователей, не щадили на женщин, ни стариков, ни детей. Крестовый поход превратился в завоевательную войну и Иннокентий III, несмотря на все свои усилия, был бессилен вернуть походу его первоначальный смысл. Пьер Арагонский, родственник Раймона, попытался добиться папского прощения, но потерпел неудачу и приготовился к вооруженной обороне. Войска Петра и Симона де Монфора столкнулись в битве при Мюрете (1213). Пьер был побежден и убит. Союзники побежденного правителя были настолько ослаблены, что предпочли сдаться. Папа в качестве своего представителя послал кардинал-дьякона Петра, который выполнил лишь часть данных ему инструкций: принял Раймона, обитателей Тулузы и прочих в лоно Церкви, но в то же время способствовал продвижению завоевательных планов Симона. Симон продолжил войну и на соборе в Монпелье (1215) был назначен владельцем всех завоеванных территорий. Папа, знавший, что это было единственной возможностью сокрушить ересь, согласился с этим выбором. После смерти Симона в 1218 году, ему унаследовал его сын Альмарик (или Амори - прим.пер.), который продолжил войну, но с меньшим успехом. Территория была окончательно завоевана и передана королю Франции Альмариком и Раймоном VII в то время, как собор в Тулузе (1229) возложил на плечи инквизиции (которая вскоре перешла в руки доминиканцев) задание по искоренению альбигойской ереси. Эта ересь исчезла к концу четырнадцатого века.
Организация и обряды
Члены секты подразделялись на два класса: "совершенных" (perfecti) и простых "верующих" (credentes). Совершенными являлись те, кто прошли обряд инициации (consolamentum). Они были немногочисленны и лишь они были обязаны следовать вышеописанным моральным принципам. В то время как члены секты женского пола не путешествовали, мужчины, по двое, ходили из города в город, совершая обряд инициации. Единственной ниточкой, которая связывала простых верующих с ересью, была обязанность пройти consolamentum до смерти. Верующие были многочисленны, могли вести войны, жениться, и в общем следовали 10-ти заповедям. Многие оставались верующими в течение многих лет и принимали посвящение лишь на смертном одре. Если же их болезнь не оканчивалась смертью, их зачастую последующему моральному падению препятствовали голодания или отравления. В некоторых случая обряд reconsolatio проводился над теми, кто после инициации впал в грех. Иерархическая лестница состаяла из епископов и дьяконов. Существование альбигойского Папы пока что не подтверждено. Епископы избирались из совершенных. У них было два помощника - старший сын и младший сын (filius major и filius minor), первый из которых наследовал умершему епископу. Обряд consolamentum (утешение) был своего рода духовным крещением, аналогичным по виду и по значению некоторым католическим таинствам (крещение, епитимья, посвящение в духовный сан). Его принятию, до которого не допускались дети, по возможности предшествовал период религиозных размышлений и покаяния. Во время этого подготовительного периода кандидаты использовали обряды, которые были изумительно схожи с древнехристианским обрядом новообращения. Главной частью обряда consolamentum было возложение рук. Обязательство, которое принимали верующие перед смертью было известно под названием convenenza (обещание)
Отношение Церкви
Строго говоря, альбигойская ересь была не христианской ересью, а вне-христианской религией. Духовные власти, после того, как переговоры ни к чему не привели, решили встать на путь суровых преследований, которые временами заходили прискорбно далеко. Симон де Монфор начал свой поход с благими намерениями, но после использовал религию как прикрытие для узурпации территории графов Тулузских. Смертная казнь и в самом деле использовалась слишком широко и свободно по отношению к альбигойцам, но мы должны помнить о том, что криминальный кодекс того времени был намного жестче, чем наш, и излишняя жестокость иногда провоцировалась. Раймон VI и его наследник Раймон VII перед лицом опасности всегда были готовы пообещать, но никогда не чистосердечно покаяться. Папа Иннокентий III был прав, говоря об альбигойцах что "они хуже сарацин", но все же он советовал придерживаться принципов умеренности и критиковал собственнические принципы Симона де Монфора. То, с чем вела борьбу Церковь, были принципы, которые могли не только разрушить христианство, но и привести к уничтожению всего человечества.